Статьи

28.02.2020

Кто защитит коллекторов?

Кто защитит коллекторов?
По статистике Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) 70% разговоров с должниками оборачиваются оскорблениями коллекторов. До суда доходит только 5% подобных случаев. Если каждая жалоба заемщиков на поведение коллекторов рассматривается комитетом СРО и такие случаи единичны, то агрессивное поведение должников – массовое явление.
Данные подтверждаются аудиозаписями, которые ведут коллекторские службы. Чем больше долгов, тем агрессивнее себя ведет заемщик. Если из числа заемщиков с одним кредитом только четверть оскорбляет коллекторов, то когда долгов два и больше, вероятность неадекватного поведения увеличивается до 70%.
Показателен случай жительницы Пскова, которая взяла кредит на технику, но платить не стала. Банк продал долг компании ПКБ. Должнику обещали списать 70% задолженности, предлагали удобный график погашения. Женщина постоянно грубила, и коллектор подал в суд. Суд иск удовлетворил, присудив истцу моральную компенсацию, а компания ПКБ организовала служу поддержки сотрудников. В июле 2019 года она зафиксировала 17 обращений: 5 из-за нападений и 12 – из-за угроз. 8 заявлений направлено в полицию. В сентябре зафиксировано 23 обращения, из них 11 передано в полицию.
Наша служба и опасна и трудна
Коллекторам все сложнее выполнять служебные обязанности. В интернете и СМИ широко распространены истории о неподобающем поведении взыскателей, нанесении морального и материального ущерба. О коллекторах, которые испытывают подобные сложности, не говорят. Должники зачастую злоупотребляют своим правом на защиту, направляя в контролирующие органы ложные сведения. Нередки ситуации, когда должник пишет однотипные жалобы, указывая, что взыскатель выезжал к нему на дом, угрожал и оскорблял. А проверка показывает, что переговоры велись исключительно по телефону, без выездов.
Агентства хранят историю взаимодействия с должниками: записи телефонных переговоров, отчеты о выездах. Поэтому провести проверку несложно. Статистика показывает, что такие истории возникают с профессиональными должниками, которые имеют задолженности по нескольким кредитам. Заемщики привыкли, что можно обратиться в ФССП за защитой своих прав. Возникает перекос: 90% из тех, кто не платит по кредитам, считает, что они правы. Отсюда агрессия, брань, нападения на сотрудников коллекторских служб, порча их имущества. В таких ситуациях коллекторам ничего не остается, кроме как идти в полицию.
Законодательное регулирование
Сейчас готовится проект закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Он должен выровнять положение коллекторов и заемщиков. НАПКА предлагает запретить обманывать и оскорблять коллекторов. Если коллектор понес убытки в результате действий должника, последний обязан их возместить.
Сейчас права коллекторов защищены гражданским, уголовным, административным кодексом, но этого недостаточно. Ответственность заемщиков необходимо зафиксировать отдельным нормативным актом. Основное его назначение – проработать «лазейки» в законе о защите прав потребителей, которыми пользуются мошенники. Он защитит не только коллекторов, но и другие организации, вынужденные заниматься взысканием долгов, в частности, МФО, управляющие компании.

Поделиться:

Регистрируйся сейчас

Зарегистрируйся и получи до двух кредитных отчётов в год бесплатно