Статьи

24.08.2020

Россияне не справляются с платежами по автокредитам

НАПКА и «Эквифакс» собрали и опубликовали статистику по рынку автокредитов. В июне он показал небольшой рост: драйвером стал отложенный спрос. Граждане, которые планировали купить авто весной, но не смогли из-за карантинных ограничений, сделали это в июне. Это может существенно улучшить статистику – прирост по предварительным прогнозам составит 2%.

Общая статистика по автокредитам выглядит следующим образом:

• Рынок снизился на 5%, показав рекордное падение с 2015 года.
• За апрель-май автокредитный портфель банков сократился на 40 млрд руб. (в 840,6 до 801 млрд руб.).
• Каждый 13-й кредит просрочен (на начало года каждый 15-й).

Быстрому восстановлению рынка может помешать ужесточение банковской кредитной политики. Банки пока не намерены менять модели скоринга. Это отражается в статистике: если в январе 2019 одобрялось 50% заявок на автокредиты, то в начале лета 2020 – только 40%.

При этом все меньше россиян могут позволить себе машину без заемных средств. В 2018 году в кредит продавалось 47% автомобилей, в 2020 по самым оптимистичным оценкам – около 60%.

Долги растут

Падение рынка сопровождается ростом просроченной задолженности. За апрель и май она выросла на 4,2%. В абсолютных величинах долги по автокредитам достигли почти 52 млрд руб. или 112 тысяч штук. Доля просроченной задолженности свыше 90 дней увеличилась до 6,5% (ранее 5,9%).

В топ регионов с самой большой просрочкой вошли Москва и область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан.

Банки и заемщики не готовы отказаться от автокредитов

Эксперты считают, что люди не откажутся от автомобилей. Для городских жителей это средство заработка, для селян – связь с городом.

В большинстве случаев просрочки возникли по объективным причинам. Многие заемщики лишились зарплаты, некоторые не смогли внести платежи из-за того, что банки не работали. Банки, скорее всего, пойдут навстречу спросу и смягчат условия отсрочки и реструктуризации действующих займов. Им выгоднее договориться с заемщиком, а не продавать долг коллекторам, теряя доход.

Текущее снижение показателей авторынка связано не только с пандемией коронавируса. Тенденция прослеживается более 5 лет и связана с падением реальных доходов граждан. Потребительские возможности снижаются, автомобиль превращается из средства передвижения в предмет роскоши. При этом многие перестали рассматривать покупку машины как инвестиционный инструмент. Эксперты рассчитывают, что меры государственной поддержки не допустят резкого падения рынка и роста просрочек и обеспечат запас времени на восстановление.

Поделиться:

Регистрируйся сейчас

Зарегистрируйся и получи до двух кредитных отчётов в год бесплатно