Заблуждения о БКИ

Некоторая часть заемщиков уверена, что БКИ занимается исключительно этим. Они считают, кредитной историей обладают лишь люди, которые имели или имеют задолженность по банковским займам и ЖКХ-услугам, уклоняются от налогов, имеют судимость. Поэтому добросовестные заемщики, которые вносят платежи регулярно, бывают удивлены, что БКИ хранит данные о них, и даже стараются оспорить этот факт.

Иногда люди обращаются в БКИ, чтобы не допустить выдачу кредита их недобросовестным или неадекватным родственникам, поэтому просят внести их в черные списки запрещенных к кредитованию лиц. Обыкновенно лица, уже пострадавшие от неблагонадежных родственников, взявших определенное количество кредитов и не имеющих финансовых возможностей погасить их, бывают особенно настойчивыми в требованиях. Так, к примеру, столкнувшись с коллекторскими агентствами, пожилые люди опасаются, что их жилье будет конфисковано за долги детей.

Некоторые граждане считают, что БКИ работает так же, как кредитные брокеры, поэтому они стараются договориться с работниками бюро. Как правило, приходя в БКИ, такие люди давят на жалость, рассказывают о жизненных трудностях, говорят о множестве обстоятельств, которые послужили причиной просрочек по прежним кредитам, пытаются убедить сотрудников бюро в том, чтобы они удалили данные в их кредитной истории, негативно влияющие на выдачу новых кредитов.

Значительная доля заемщиков искренне рассчитывает на то, что работники бюро войдут в их положение, простят и сотрут данные, которые мешают им взять займ. Однако не каждому известно, что кредитная история формируется кредиторами. Внести в нее изменения может только банк, и лишь в тех случаях, если признает свою ошибку о внесении недостоверной информации или же по решению суда.

Такое мнение сформировалось из-за «хорошего» отношения кредиторов к потенциальным заемщикам. Сообщать или не сообщать истинную причину отказа — решают сотрудники банков, при этом раскрывая информацию только частично. Произнося фразу «мы отказываем из-за плохой кредитной истории, о которой узнали из БКИ», работники кредитных организаций дают повод заемщикам считать, что изменить решение банка сможет именно БКИ.

Некоторые заемщики считают, что взять кредит не удалось не по причине просрочек выплат по старым кредитам, а из-за таинственной организации БКИ, которая принимает решение о выдаче или невыдаче кредита. С этим убеждением они идут в бюро кредитных историй, где пытаются выяснить причину отказа банка, требуют изменить его решение.

Многие уверены, что БКИ является сомнительной организацией. Они настаивают, что не давали своего согласия на передачу данных никому из бюро, поэтому намерены «разбираться».

Обыкновенно люди недостаточно внимательно читают договор при оформлении займа, поэтому не замечают галочки в той или иной графе. Так, например, галочка в графе «Согласие на передачу данных в БКИ» свидетельствует о том, что заемщик дает согласие кредитору отправлять данные о его кредитной истории в бюро и другие банки по их запросу.

Не так давно в Госдуме прошло первое чтение законопроекта «О потребительском кредитовании», в котором предусмотрено обязательное информирование заемщика о причинах отказа, если он был принят на основании сведений из БКИ.

По мнению некоторых, БКИ хранит данные, не соответствующие действительности и взятые неизвестно откуда. Они уверены, что если погасят задолженность по кредиту в полном объеме, то защитят себя от передачи данных в бюро кредитных историй. Если же задолженностей нет, своевременность или несвоевременность платежей по займу не имеет значения. Поэтому ряд граждан обращается в БКИ, выражая свое возмущение тем, что кредит они погасили и не понимают, откуда взялась плохая кредитная история.

Хочется повторить, что формирование кредитных историй — это дело рук банковских работников. И данные по всем кредитам передаются в БКИ, независимо от того, были по ним просрочки или нет.

Некоторым гражданам кажется, что бюро кредитных историй специально скрывает всю информацию о заемщиках. Такого рода проблемы возникают у тех, кто живет в регионах. Все потому, что сведения о кредитных историях не передаются по телефону или на электронную почту. Необходимо идентифицировать личность по паспорту, для чего нужна личная явка.

Сегодня ряд крупных бюро располагает своими сервисами, где заемщик может идентифицироваться один раз, после чего будет совершать запросы из личного кабинета. Такого рода запросы в БКИ отправляются по защищенным интернет-каналам.

Лица, ни разу не бывавшие в роли заемщиков, могут не понять, по какой причине банк выносит отрицательное решение по выдаче первого кредита. В недоумении они обращаются в БКИ, пытаясь выяснить причину отказа в получении займа.

Нужно отметить, что банки часто отказывают в кредите из-за отсутствия кредитной истории, однако так происходит не всегда. Однако если банк находится в сомнениях относительно заемщика, отсутствие кредитной истории может стать решающим фактором, который повлияет на его решение.

Обычно к числу отрицательных факторов относится продолжительная просрочка (больше 90 дней) или наличие непогашенного долга в другой финансово-кредитной организации.

Однако если следующие займы погашать в оговоренные договором сроки, кредитную историю можно исправить: смена негативной информации позитивной всегда будет играть положительную роль.

Существует множество примеров, в которых люди, имевшие просрочки по прежним кредитам, получали новые.

Еще одно «поверье» заключается в том, что банки специально передают в БКИ негативную недостоверную информацию о заемщиках, чтобы они больше не смогли кредитоваться в других финансово-кредитных компаниях.

Это заблуждение бытует среди непросвещенных заемщиков. Они часто интересуются, как уличить банк в передаче в БКИ недостоверных сведений. Однако банки не заинтересованы поступать таким образом, потому что в дальнейшем защитная система может не пропустить своего же клиента, о котором поступила негативная информация.

Если клиент убежден, что данные, переданные из бюро, являются ошибочными, их можно оспорить. Если ошибка действительно будет зафиксирована, банки легко исправляют недостоверные кредитные истории граждан. Чтобы избежать неприятных ситуаций и доказать своевременное внесение оплаты, лучше сохранять все чеки, подтверждающие платежи.

Если верить этому мнению, совершать платежи по кредиту можно как угодно, или даже можно не гасить долг вовсе. Какой в этом смысл, если рано или поздно информация потеряет актуальность?

Многие банки, действительно, учитывает временные критерии надежности заемщика. К примеру, если, выплачивая какой-то займ, он допускал просрочки, но вот уже несколько лет исправно вносит платежи по другим кредитам, банк может пойти навстречу и разрешить выдачу нового займа.

Со временем неисполнительные заемщики исправляются, но кредитная история хранит память о прежней неисполнительности. Согласно закону, информация о займах хранится в БКИ на протяжении 10 лет после внесения последних изменений. Аннулировать данные могут по прошествии этого срока.

Регистрируйся сейчас

Зарегистрируйся и получи первый отчет бесплатно